ВОПРОСЫ избирателей

ОТВЕТЫ Избирательной комиссии Белгородской области.


Кто имеет право выдвигать кандидатов на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица муниципального образования?

    Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
    Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.
    Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица – одного кандидата.
    На муниципальных выборах в единый день голосования 8 сентября 2013 года имеют право в соответствии с законодательством принимать участие 54 политические партии, 39 их региональных отделений, 269 Общероссийских общественных организаций, 106 их региональных (местных) отделений, а всего 468 организаций.

Когда разрешается агитировать за кандидатов на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица муниципального образования? Когда по закону начинается агитация в СМИ и чем она отличается от других видов агитации?

    Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидатов и продолжается в течение всей избирательной кампании до ноля часов дня, предшествующего дню голосования. В этот период закон разрешает проводить агитационные публичные мероприятия, выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных мероприятий, проводить агитацию иными методами, кроме размещения агитационных материалов на каналах организаций, осуществляющих теле- или радиовещание, и в периодических печатных изданиях.
    Предвыборная агитация на каналах организаций теле- радиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования, то есть с 10 августа до 0 часов 7 сентября 2013 года.
     Предвыборная агитация в СМИ отличается от других видов агитации формами ее проведения.
    Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном Избирательным кодексом Белгородской области порядке.

Как формируются участковые избирательные комиссии? Кто предлагает кандидатуры в избиркомы? Получают ли члены комиссий деньги за работу и правда ли, что, если не будет большого процента явки, они могут поплатиться основной работой?

    Участковые избирательные комиссии формируются вышестоящей территориальной избирательной комиссией (избирательной комиссией муниципального района, городского округа) на срок полномочий 5 лет. В Белгородской области эта работа завершена 20 марта 2013 года, сформированы 1231 участковая комиссия. Количество членов участковых избирательных комиссий зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка и может составлять от 3 до 16 человек. Формирование участковых избирательных комиссий проводится на основе предложений политических партий, общественных объединений, представительного органа муниципального образования, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов участковых избирательных комиссий. За свою работу член участковой избирательной комиссии получает вознаграждение за фактически отработанное время. Никакой ответственности за итоги выборов перед своим работодателем члены комиссии не несут.

Если в день выборов 8 сентября 2013 года меня не будет в области, как я смогу проголосовать? Как будут голосовать студенты, обучающиеся в вузах Белгорода, но чье постоянное место жительства- другой район области?

    Если гражданин РФ в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства, то он, к сожалению, не сможет принять участие в выборах. Институт досрочного голосования и открепительных удостоверений на местных выборах не предусмотрен.
    Студенты образовательных учреждений дневной формы обучения голосуют на избирательных участках, образованных по месту жительства, где они включены в список избирателей.

Некоторые люди по причине болезни не могут прийти на избирательный участок, тогда по идее к ним должна прийти избирательная комиссия. Как проходит такое голосование, каковы требования и правила его проведения?

    Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность голосования избирателям, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. В этом случае избиратель может проголосовать у себя на дому, опустив избирательный бюллетень в переносной ящик для голосования, с которым к нему прибудут члены участковой избирательной комиссии.
    Такое голосование проводится на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя. При этом заявления (устное обращение) может быть подано избирателем в любое время, но не позднее 14.00 в день голосования 8 сентября 2013 года.
    Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением всех требований законодательства, как и в помещении для голосования. При проведении такого голосования вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели.

Кто такие уполномоченные представители партий, как они назначаются, что они делают и чем отличаются от доверенных лиц депутата?

    Уполномоченные представители политической партии, выдвинувшей список кандидатов, назначаются решением съезда политической партии либо решением органа, уполномоченного на то съездом политической партии. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, имеет право назначить не более 500 представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе представителей по финансовым вопросам.
    Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц.
Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии, однако при этом не имеют полномочий наблюдателя.

За день до голосования объявляется день тишины, когда агитировать нельзя. Но почему тогда на прошлых выборах по улицам висели плакаты с кандидатами и рекламой партии? Разве их не должны были снять?

    Любая предвыборная агитация в день голосования и в предшествующий ему день запрещена, однако агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном порядке на стендах, зданиях и сооружениях, могут сохраняться в день голосования на прежних местах, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания.

Почему в СМИ не всегда одинаково представлены все партии? И правда ли, что многие газеты, телерадиоканалы не пропускают на свои страницы и в эфир неугодных власти кандидатов и партии? Что может грозить СМИ за такое нарушение?

    В соответствии с требованиями закона Белгородской области «Об обеспечении гарантий равенства политических партий, представленных в Белгородской областной  Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом» Избирательная комиссия Белгородской области с 1 января 2011 года ежемесячно на своих заседаниях рассматривает результаты учета объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности соответствующих политических партий региональными телеканалом «Мир Белогорья» и радиоканалом «Мир Белогорья».
    Всего в 2012 году каждой политической партии, представленной в Белгородской областной Думе, региональный телеканал посвятил 3 часа 20 минут 6 секунд, региональный радиоканал 22 минуты 35 секунд.
    С момента объявления выборов этот учет не предусматривается. В ходе избирательной кампании соблюдение принципа равенства политических партий обеспечивается законодательством.
Избирательная комиссия области не располагает конкретными фактами о том, что многие СМИ не допускают материалы якобы неугодных власти кандидатов и партий.

Почему у нас на выборах не проводится, как на западе, так называемый глас народа, то есть опрос избирателей уже после голосования? 

    В соответствии со статьей 54 Избирательного кодекса Белгородской области опубликование результатов опроса общественного мнения, связанных с выборами, референдумами является разновидностью информирования избирателей.
     В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, референдумов, иных исследований, связанных с проведенными выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования включая Интернет.
    Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и областным законодательством не предусмотрено проведение в обязательном порядке такого вида опроса.

Какие основные нарушения происходят во время предвыборной кампании и в день голосования?

    В соотвествии с действующим федеральным и областным законодательством о выборах наиболее распространенными во время предвыборной кампании и в день голосования являются следующие - нарушения:
    - нелегальная агитация;
    - подкуп избирателей;
    - распространение подложных материалов; порча агитпродукции;
    - попытки фальсификации избирательных документов;
    - попытки помешать деятельности участковых избирательных комиссий.

В прошлом году в Белгороде на президентских и губернаторских выборах я голосовал с помощью специальных автоматических урн. В этом году будут использоваться такие технические средства?

     На выборах депутатов Белгородской областной Думы 5 созыва, которые состоялись 10 октября 2010 года на 100 избирательных участках города Белгорода применялись комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) образца 2003 года.
На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 4 декабря 2011 года, Президента Российской Федерации, Губернатора Белгородской области, Избирательной комиссией Белгородской области была продолжена практика применения технических средств подсчета голосов.
    На выборах 8 сентября 2013 года КОИБами нового поколения (КОИБ – 2010) будет оснащен 61 избирательный участок городского округа «город Белгород». Как показала практика, использование КОИБ значительно ускоряет процесс подсчета голосов и регистрации результатов голосования, повышает точность их подсчета, а также устраняет самый трудоемкий этап в работе участковой избирательной комиссии - ручной подсчет бюллетеней и в целом снижает влияние "человеческого фактора".
    КОИБ-2010 технически более совершенны. Они распознают любой знак, поставленный в месте для отметки. Есть у него и функция подачи голосовых сообщений оператору и избирателю о правилах голосования. КОИБ устроен так, что зафиксированные им данные нельзя изменить. Устройство имеет датчик двойного листа, благодаря которому будет невозможно опустить сразу несколько сложенных вместе бюллетеней. Предусмотрено соблюдение тайны голосования - ввод бюллетеня осуществляется только лицевой стороной вниз. Новые образцы изготовлены из полупрозрачных ящиков-накопителей.

Кто обязан ознакомить избирателей со списком избирателей?

    В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), частями 13,14 статьи 22 Избирательного кодекса Белгородской области участковая избирательная комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
    Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию решения заявителю. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке.

В какой срок в средствах массовой информации должно быть официально опубликовано решение о назначении выборов?

    В соответствии с пунктом 7 статьи 10 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 6 статьи 10 Избирательного кодекса Белгородской области решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Несет ли избиратель ответственность за отказ от участия в выборах?

    В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 3 статьи 4 Избирательного кодекса Белгородской области участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не праве оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

На основания чего ведется регистрация избирателей для участия в выборах?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 21 Избирательного кодекса Белгородской области основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основе сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Какова численность членов Избирательной комиссии Белгородской области с правом решающего голоса?

    В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса не может быть менее 10 и более 14. В соответствии с частью 2 статьи 27 Избирательного кодекса Белгородской области Избирательная комиссия Белгородской области состоит из 14 членов комиссии, действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Должен ли избирательный бюллетень заверяться подписями членов участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии?

    В соответствии с пунктом 16 статьи 63 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 16 статьи 73 Избирательного кодекса Белгородской области на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

Должен ли избиратель вносить собственноручно данные в подписной лист?

    В соответствии с пунктом 11 статьи 37 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 10 статьи 43 Избирательного кодекса Белгородской области избиратели ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателях, ставящих свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Может ли вышестоящая избирательная комиссия принять решение по жалобе на действия или бездействие нижестоящей комиссии?

    В соответствии с пунктом 5 статьи 75 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 5 статьи 113 Избирательного кодекса Белгородской области решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Если кандидат в депутаты не указал в заявлении о выдвижении факт неснятой судимости или непогашенной судимости, то может ли это служить основанием для отказа в регистрации?

    В соответствии с подпунктом е) пункта 24 статьи 38 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 6 части 8.1 статьи 46 Избирательного кодекса Белгородской области сокрытие кандидатом сведений о неснятой или непогашенной судимости, которые должны быть указаны в письменном заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, поданному в комиссию при уведомлении комиссии о выдвижении кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Какие организации телерадиовещания и периодические печатные издания используются для информационного обеспечения выборов, проведения предвыборной агитации?

    Информирование избирателей наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями осуществляют организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 47 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 7 статьи 55 Избирательного кодекса Белгородской области перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, а также государственных и муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, публикуется организующей выборы комиссией по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации.
    Перечень муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для    проведения предвыборной агитации на выборах 8 сентября 2013 года размещен на сайте http://www.belgorod.izbirkom.ru

Когда начинается предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 57 Избирательного кодекса Белгородской области предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Может ли избиратель обжаловать решение, принятое избирательной комиссией в период избирательной кампании и нарушающее его права, после официального опубликования результатов выборов?

    В соответствии с пунктом 3 статьи 78 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 116 Избирательного кодекса Белгородской области после официального опубликования результатов выборов, жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Кем может быть принято решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, об удалении наблюдателя из помещения для голосования за нарушение законодательства о выборах в день голосования?

    В соответствии с пунктом 12 статьи 64 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 16 статьи 74 Избирательного кодекса Белгородской области член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Какие реквизиты должен указывать гражданин или предприниматель без образования юридического лица при внесении по­жертвования в избирательный фонд кандидата?

    В соответствии с пунктом 7 статьи 58 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 8 статьи 67 Избирательного кодекса Белгородской области гражданин при внесении пожертвования указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает аналогичные реквизиты.

Обязаны ли органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации публичных мероприятий?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 61 Избирательного кодекса Белгородской области государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

Какая юридическая ответственность предусмотрена законом за неисполнение решений избирательных комиссий?

    В соответствии с частью 1 статьи 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях неисполнение решения избирательной комиссии, принятого в пределах ее компетенции, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока,- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Что такое «компенсация», кому из членов избирательной комиссии она выплачивается и из каких средств?

    В соответствии с пунктом 17 статьи 29 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 17 статьи 33 Избирательного кодекса Белгородской области члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

Может ли суд отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов, в случае, если избранный кандидат использовал денежные средства помимо избирательного фонда?

    В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 77 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения их результатов является установленное судом обстоятельство, когда кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.

Куда я могу обратиться, если я в день голосования увидел нарушение закона о выборах?

    В случае нарушения закона о выборах вы можете обратиться в участковую избирательную комиссию, которая рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения закона и принимает по указанным жалобам мотивированное решение.
    Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан, рассматривает жалобы, заявления на решение действие (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения.
    Избирательная комиссия Белгородской области рассматривает жалобы заявления и принимает по ним мотивированное решение.
    Кроме того на нарушение избирательных прав граждан вы можете обратиться в Центральную избирательную комиссию, а также в суд.
    В период избирательной кампании можно обратиться и по телефону «горячей линии» 8 (4722) 27-33-70, адресу электронной почты: belizbircom@mail.ru, на сайте Облизиркома в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» www.belgorod.izbirkom.ru.