19 июня 2017 года в зале заседаний Белгородской областной Думы проведено совещание с организаторами выборов Белгородской области по вопросам подготовки и проведения выборов Губернатора Белгородской области 10 сентября 2017 года.

Цель совещания - определение задач и направлений деятельности избирательных комиссий области, органов государственной власти и местного самоуправления области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, Белгородских региональных отделений политических партий, средств массовой информации по подготовке и проведению выборов главы региона




ДОКЛАД И.В. ЛАЗАРЕВА НА ЭТОМ СОВЕЩАНИИ  


Уважаемые коллеги! 

  
Как уже отмечалось в единый день голосования в Белгородской области будут проходить четыре избирательных кампании. И поэтому, все, что я буду говорить далее по выборам Губернатора Белгородской области, необходимо будет сделать Избирательной комиссии города Белгорода, по довыборам депутата Белгородской областной Думы, а избирательных комиссий Старого 
Облизбирком_260716_1_Лазарев.jpg
Оскола и Губкина на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления! 
Выдвижение кандидатов в Губернаторы Белгородской области по закону проводится политическим партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов. (Списки таких партий (71) опубликованы в газете «Белгородские известия» в течение 3-х дней после официального опубликования решения о назначении выборов). 


В ходе избирательной кампании большое внимание и ответственность ложится на всех участников избирательного процесса за проведение информационно-разъяснительной работы, соблюдение законодательства о проведении предвыборной агитации. 

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав информационное обеспечение выборов включает в себя два элемента: информирование избирателей и предвыборную агитацию, которые способствуют осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов. 



Информирование избирателей представляет собой осуществляемую в период всей избирательной кампании систематическую деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами и не носящей агитационного характера. 

Законодательство о выборах к информированию избирателей предъявляет весьма жесткие требования. Прежде всего, оно должно быть нейтральным, объективным и достоверным, следовательно, не должно содержать оценок и выводов, нарушающих принцип равенства кандидатов, партий, избирательных объединений. В теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, партии, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Информационные блоки телерадиопрограмм и публикации не подлежат оплате. 

Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в том, что оно носит нейтральный характер, не связано ни с положительной, ни с отрицательной оценкой кандидатов, партий, комментированием действий (бездействия) последних и их последствий. 

Согласно избирательному законодательству правом на информирование избирателей наделен широкий круг организаций: органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации (далее - СМИ), а также юридические и физические лица. 

Однако информировать избирателей, в том числе и через СМИ, об избирательном законодательстве Российской Федерации, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о политических партиях и избирательных блоках, о кандидатах, списках кандидатов, о ходе подготовки и проведения выборов и их результатах имеют право только избирательные комиссии. 

Избирательная комиссия Белгородской области в ходе предвыборной кампании большое внимание в работе уделяет информированию участников избирательного процесса, организаторов выборов, избирателей и проводит ее в соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 3 статьи 53 Избирательного кодекса Белгородской области, а также принятыми планами и программами информационно-разъяснительной деятельности. 

Избирательной комиссией Белгородской области утвержден план мероприятий по организации информационно-разъяснительной деятельности Облизбиркома, избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов и участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов Губернатора Белгородской области, определен комплекс мер по использованию в этой работе электронных и печатных средств массовой информации, современных информационных технологий, обучению организаторов выборов, проведению выставочных и других мероприятий, использованию наружных средств информирования. 

Вопросы подготовки к выборам Губернатора Белгородской области, план мероприятий по обеспечению информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки выборов, в том числе проведение этой работы среди граждан с ограниченными физическими возможностями обсуждены в феврале - мае 2017 года на заседании Координационного совета при Избирательной комиссии Белгородской области по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, принятые рекомендации направлены для использования в работе в избирательные комиссии муниципальных районов, городских округов, учреждения культуры и библиотеки области. 

Информирование избирателей, участников избирательного процесса проводится комплексно, системно, по всем направлениям, в тесном контакте с органами государственной власти, органами местного самоуправления, департаментом внутренней и кадровой политики, департаментом образования, управлениями культуры, молодежной политики области, региональными отделениями политических партий, общественными организациями, средствами массовой информации. 

В информировании избирателей большая роль отводится лекторским группам, созданным при Избирательной комиссии Белгородской области и избирательных комиссиях муниципальных образований. Разработанная нами методическое пособие, уже широко используется. Брошюра сейчас должна стать настольной книгой для всех здесь присутствующих мы внесли в нее все изменения касающиеся выборов Губернатора, заказали ее большим тиражом, что бы максимально раздать всем участникам избирательного процесса. Работу лекторских групп необходимо максимально эффективно использовать в ваших муниципалитетах, в организациях всех видов собственности, федеральных, областных, муниципальных органов власти. 

Большая роль в информировании избирателей Избирательной комиссией области отведена средствам массовой информации. 

До 25 июня 2017 года в соответствии с законодательством Избирательная комиссия Белгородской области в газете «Белгородские известия» опубликовано по представлению управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области перечень региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, зарегистрированных на территории Белгородской области, и имеющих право, в том числе публиковать предвыборные агитационные материалы кандидатов в Губернаторы Белгородской области. А 23 июня, мы провели методическое занятие со СМИ. 

Нами разработан медиа-план, перечень публикаций в государственных и муниципальных печатных СМИ и выступлений членов Облизбиркома на телерадиоканалах. 

Всего будет опубликовано в печати более 30 статей, освещающих все стадии избирательного процесса. 

Во всех периодических печатных изданиях необходимо создать постоянные рубрики «Выборы-2017», «Навстречу выборам», «Избирательная комиссия информирует», и другие. 

Традиционно Избирательная комиссия области будет проводить брифинги, пресс-конференций. Первая пресс-конференция проведена, где Николай Тихонович, рассказал об изменениях в законодательстве, о сроках подачи документов кандидатами обратил внимание журналистов на новый порядок подачи заявлений избирателями. Мы разослали во все комиссии районов области его выступление для максимального использования при обучении УИК, при общении со СМИ, прошу председателей избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов обеспечить этими материалами и руководителей аппаратов и глав районов. Мы все должны быть в одном информационном поле! 

Активно работает пресс-центр при Избирательной комиссии Белгородской области. Составлен план работы пресс-центра, оборудован специальный кабинет, в котором сосредоточены информационные материалы и нормативные документы, информационные стенды в холле и в помещении пресс-центра. 

Еженедельно для СМИ готовится информация о ходе избирательного процесса. 

В информировании избирателей активно используется официальный сайт Избирательной комиссии Белгородской области, где размещается информация о нормативных документах, мероприятиях, проводимых в ходе подготовки и проведения выборов, постановления комиссии, в том числе на информационном ресурсе для слабовидящих. На сайте размещаются вопросы и ответы, информационные сообщения о подготовке к выборам, информационно-разъяснительные материалы, публикации в печатных средствах массовой информации все это и многое другое ежедневно размещается и обновляется на сайте в разделах «Информационное обеспечение», «Выборы Губернатора Белгородской области» и др. Уважаемые Заместители глав - руководители аппаратов, прошу баннер сайта ИКБО разместить на ваших официальных интернет страничках. Это улучшит информированность наших избирателей. 

С 1 августа текущего года в Облизбиркоме будет работать телефон «горячей линии» связи с избирателями (27-33-70, 32-84-70). Так же они заработают в избирательных комиссиях муниципальных образованиях. 

В информировании избирателей большая роль отведена наружным информационно-разъяснительным материалам. Избирательной комиссией области будут изготовлены и направлены в районы календари формата А2 и А3, информационные плакаты формата А2, односторонние перетяжки и другая продукция. Готовятся информационный видео и аудио ролики о дате и времени голосования для трансляции на уличных плазменных мониторах, теле- и радиоканалах, бегущая строки в общественном транспорте, а также для трансляции в клиентских службах органов социальной защиты, Пенсионного фонда, МФЦ, других организаций и в сети интернет. 

В соответствии с постановлением Губернатора области № 35 от 3 мая 2017 года «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям области в реализации полномочий при подготовке и проведении выборов Губернатора Белгородской области, дополнительных выборов депутата Белгородской областной Думы и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Белгородской области», главам администраций муниципальных районов и городских округов необходимо утвердить планы по информационно - разъяснительной работе направленной на обеспечение участия избирателей в выборах, изготовление информационных материалов в своих муниципалитетах с учетом местной специфики, традиции. 

Все свои образцы информационных материалов необходимо предварительно согласовывать с ИКБО. 

Необходимо обновить, покрасить, добавить информационные стенды, определить места для встреч с избирателями, развешивания информационной и далее, агитационной продукции. 

Облизбирком 21 июня утвердит порядок предоставления помещения, план информационно-разъяснительной деятельности Избирательной комиссии Белгородской области по информированию избирателей о порядке включения избирателя в список избирателей по месту нахождения в период подготовки и проведения выборов Губернатора Белгородской области 10 сентября 2017 года и до 1 июля прошу всю эту работу провести в своих районах. 

С начала 2017 года уже активно информационно-разъяснительная работа развернута в учреждениях образования, культуры, библиотеках области, в клубах избирателей. 

Уже во многих муниципальных районах и городских округах, органами власти совместно и ИКМО проводятся встречи в трудовых коллективах, учебных заведениях, встречи с населением по месту жительства и другие мероприятия, где информируются избиратели о предстоящей кампании, разъясняются изменения в законодательстве. Эту работу необходимо продолжать, и усиливать, в связи с новым порядком подачи заявления избирателей по месту нахождения на выборах. 

В информировании избирателей большая роль отведена информационному центру, в том числе и Правовому центру Облизбиркома при государственной универсальной научной библиотеке. 

В нем, членами и сотрудниками Облизбиркома организован прием избирателей, график которого размещается в библиотеке и на сайте Избирательной комиссии Белгородской области. 

Необходимо сейчас активно развернуть информационно-разъяснительную работу среди молодежи, в том числе среди впервые голосующих молодых избирателей. На сайте Облизбиркома функционирует «Раздел для молодежи». 

Подготовлена «Памятка молодому избирателю на выборах Губернатора Белгородской области». 

Совместно с управление молодежной политики Белгородской области информирование молодых и будущих избирателей будет организована через информационные ресурсы управления молодежной политики области (сайт «Молодчины. Ру», сайты отделов по делам молод ежи органов МСУ районов и городов, паблики Центров молодежных инициатив со всей области в социальных сетях), через все информационные ресурсы образовательных организаций высших и профессиональных учебных заведений. 

Большое внимание Облизбирком уделяет информированию граждан старшего поколения, в том числе в общественных местах: управлениях Пенсионного фонда, социальной защиты населения области, больницах, домах-интернатах, общественных организациях инвалидов. Сегодня по области создаются клубы избирателей старшего поколения, в районах работают университеты третьего возраста, а в Белгороде пошли дальше - создали школу правовой грамотности для старшего поколения, где запланированы встречи с членами ИКМО и ИКБО. Спасибо вам уважаемые коллеги за такую работу, продолжайте и усиливайте ее, так как это самые активные избиратели нашей области.
Членами участковых избирательных комиссий информационно-разъяснительные беседы с и збирателями будут проходить в каждой семье, в каждом доме, каждой квартире при вручении им приглашений на ознакомление со списком избирателей, а также при вручении приглашений для участия в голосовании. 
С учетом высокой степени общественного резонанса, который вызывают нарушения в сфере информационного обеспечения выборов, важная, значительная роль принадлежит органам полиции в принятии своевременных и достаточных мер для предупреждения и пресечения правонарушений. 
Более решительные меры будет принимать и Роскомнадзор в отношении организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, направленные на предотвращения размещения в периодических печатных изданиях противоправных информационных и агитационных материалов. 

В соответствии с законодательством избирательные комиссии всех уровней, принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами. 

В целом информирование граждан с ограниченными физическими возможностями осуществляется посредством размещения информации в СМИ, организации прямых и горячих линий, личных встреч, изготовления специальных аудиовизуальных и печатных материалов, использования возможностей наружной рекламы, организации деятельности клубов избирателей, использования возможностей сети Интернет. 

Методы информирования применяются самые разнообразные, при этом рекомендуется использовать формы, ориентированные как на группы лиц, так и на индивидуальную работу. Традиционно Избирательной комиссией Белгородской области выпускаются информационные плакаты о порядке голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования с текстом крупным шрифтом, удобным для прочтения. Такие плакаты размещаются на информационных стендах участковых комиссий, в управлениях социальной защиты населения, пенсионных фондах, МФЦ, общественных организаций инвалидов, советов ветеранов войны и труда, клубов избирателей и библиотек. 

При Избирательной комиссии Белгородской области создана и активно работает Рабочая группа по взаимодействию с Белгородскими региональными общественными организациями инвалидов, утверждены мероприятия по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, при проведении выборов Губернатора Белгородской области, разработана Памятка для избирателей, являющихся инвалидами, а также рекомендации по организации голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями на предстоящих выборах. 

Утвержден план мероприятий по информационной поддержке граждан с ограниченными физическими возможностями в период подготовки и проведения выборов. 

Для информационного обеспечения инвалидов по слуху и слабослышащих при подготовке к выходу в эфир в период избирательной кампании различных передач и информационных выпусков будет предусмотрено использование сурдоперевода или бегущей строки. 

Для инвалидов по зрению и слабовидящих будут использованы возможности сети радиовещания, а также выпуск информационных материалов в аудиоформате (аудиокассет, компакт-дисков), а также изготовление специальных информационных выпусков изданий, изготовленных текстом крупного шрифта и с использованием азбуки Брайля. 

Достигнута договоренность об издании данных специальных информационных материалов для инвалидов (Брайлевский, говорящий вариант) Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. В.Я. Ерошенко, которая также обеспечивает методическое сопровождение ответственных специалистов за работу с инвалидами центральной библиотечной системы Белгородской области. Запланировано изготовление буклетов с использованием рельефно-точечного шрифта по азбуке Брайля для слепых и слабовидящих, брошюры с увеличенным шрифтом: информация о кандидатах; о порядке заполнения избирательного бюллетеня и голосования на выборах Губернатора Белгородской области. Мы направим письмо во все районы области с рекомендациями о работе с избирателями, являющимися инвалидами. 

Прошу заместителей глав - руководителей аппаратов взять под контроль эту работу в своих районах. 

Коротко о предвыборной агитации 

В информационном обеспечении избирательной кампании, как по значимости, так и по объему ведущее место принадлежит предвыборной агитации. 

Законодательство определяет предвыборную агитацию как деятельность, имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов, всех списков кандидатов. 

Сроки проведения предвыборной агитации. Общий агитационный пе¬риод начинается со дня выдвижения кандидата, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Но этот срок не распространяется на агитацию, проводимую с использованием СМИ: она начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за сутки до дня го¬лосования. 

Федеральный закон выделил категорию организаций и лиц, агитационная деятельность которых запрещена или ограничена. Это - государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие, лица, замещающие государственные должности  или выборные муниципальные должности (при исполнении служебных обязанностей или с использованием своего служебного или должностного положения), воинские части, военные учреждения и организации, избирательные комиссии, благотворительные организации и религиозные объединения и учрежденные ими организации. Полный запрет на ведение агитации действует также в отношении иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также лиц, которые на день выборов не достигнут возраста 18 лет. 

Частичный запрет на ведение предвыборной агитации установлен также для представителей СМИ, религиозных объединений при осуществлении ими профессиональной деятельности, религиозных обрядов и церемоний. 

Федеральный закон установил три основных способа проведения предвыборной агитации: через СМИ, посредством проведения массовых мероприятий и путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. 

Расходы на предвыборную агитацию осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. 

Все участники избирательного процесса должны знать и не забывать об установленной законодательством, как административной, так и уголовной ответственности за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации. 

А также четко понимать, что избирательные комиссии во взаимодействии с правоохранительными органами будут принимать все меры по предупреждению и пресечению нарушений порядка и правил при проведении предвыборной агитации, строго следуя требованиям законодательствам и возложенных на нас контрольных функций. 

Главная наша задача - обеспечить законность в ходе Губернаторской избирательной кампании, проведения свободных и справедливых выборов, равных и прозрачных - отвечающих требованиям Федеральных законов и Избирательного кодекса Белгородской области. 

Уверен, вместе - все у нас получится! Пожелаю всем нам успехов в этой нелегкой работе!