Уважаемые участники конференции!

                                                                                                                                  Облизбирком_161214_4Так символично получилось, что именно 16 декабря, но 2010 года, то есть 4 года назад, примерно с таким же составом участников проводилась областная научно-практическая конференция по теме «Особенности проведения избирательных кампаний разного уровня в 2007-2010 годах, оценки, выводы, предложения по совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики».
       Тогда конференция проводилась после цикла выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской   Федерации, депутатов Белгородской областной Думы, перед новым очередным циклом этих выборов и «возвращенных» выборов Губернатора Белгородской области.
    Проведен и этот цикл выборов, а со следующего 2015 года грядет снова цикл выборов, начиная с выборов депутатов Белгородской областной Думы шестого созыва.
    И я начну свое выступление с краткого обзора того, как были реализованы оценки, взгляды и рекомендации конференции 2010 года.
    1. Мы тогда сочли необходимым совершенствование подбора и обучения членов участковых избирательных комиссий и резерва членов УИК.
       И вот в 2013 году в Федеральный закон «О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответственно в   Избирательный кодекс Белгородской области внесены нормы о формировании УИК на постоянной основе на 5-летний срок полномочий, появился в законодательстве и новый институт формирования резерва составов УИК, реализуется Концепция постоянного обучения членов УИК и резерва составов УИК.
    2. Рекомендациями была определена необходимость ухода от двух единых дней голосования в году, второе воскресенье марта и второе воскресенье октября, к одному единому дню голосования – в третье воскресенье марта.
Законодатель к нам прислушался, но установил один единый день голосования – второе воскресенье сентября.
    3. Мы посчитали целесообразным введение пропорциональной или смешанной системы выборов только до уровня муниципальных районов и городских округов, в сельских, городских поселениях независимо от численности представительных органов выборы проводить только по одномандатным округам, как это сложилось в муниципалитетах всех стран Европы и на других континентах. Законодатель пошел по этому пути, но установил смешанную систему для выборов представительных органов муниципальных образований с количеством мандатов более 20.
    4. В рекомендациях нашей прошлой конференции предлагалось норму законодательства о выводе члена избирательной комиссии с правом решающего голоса из состава комиссии по основаниям подпункта «л» пункта 1 статьи 29 федерального закона «Об основных гарантиях…» (непосредственное подчинение у кандидата) заменить нормой временного приостановления членства в избирательной комиссии. Реализовано? Да!
    5. Рекомендациями предлагалось отменить нотариальное заверение некоторых документов, представляемых избирательными объединениями о выдвижении и на регистрацию, например, Уставов политических партий. Законодатель согласился с этим предложением.
    6. Конференция предлагала снизить 7-процентный «заградительный барьер» до 5 процентов в целях обеспечения политической стабильности, увеличения представительства большего количества политических партий в региональных парламентах. И на это снижение федеральный законодатель пошел.
    7. Организаторы выборов Белгородской области и ранее, до конференции 2010 года, и на конференции, и в последующем предлагали возвратить в законодательство институт досрочного голосования на региональных и муниципальных выборах. И это произошло, с 2014 года избиратели могут по уважительной причине голосовать досрочно, но только на выборах органов местного самоуправления.
    8. Региональным отделениям политических партий рекомендовалось не допускать злоупотреблений избирательными правами с целью исключения в избирательном процессе применения «грязных» избирательных технологий, а органам власти и местного самоуправления – использования административного ресурса на выборах.
    На прошедших выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Губернатора Белгородской области и органов местного самоуправления таких проявлений было уже значительно меньше, а случаев административного ресурса не наблюдалось.
    9. Участники конференции 2010 года рекомендовали нашему областному законодателю исключить из Избирательного кодекса Белгородской области норму о ручном подсчете избирательных бюллетеней на 5 процентах избирательных участков, на которых применялись КОИБы.
Депутаты областной Думы исключили эту норму из Кодекса.
    10. В части совершенствования системы профессиональной подготовки организаторов выборов с использованием возможностей образовательных организаций высшего образования, Института государственного и муниципального управления НИУ «БелГУ», создания общественных факультетов подготовки организаторов выборов.
    Сдвиги есть! Уже второй учебный год, благодаря ректору университета О.Н. Полухину, директору Юридического института НИУ «БелГУ» Е.Е. Тонкову, в университете работает общественный факультет подготовки организаторов выборов из числа студентов и молодых преподавателей Юридического института БелГУ.
    11. По рекомендациям конференции в ряде образовательных организаций высшего образования студентами изучается спецкурс «Избирательное право и избирательный процесс», а более чем в половине школ и гимназий области старшеклассниками – элективный курс по основам избирательного законодательства.
    Уважаемые коллеги, как видите, многие рекомендации научно-практической конференции 2010 года не остались на бумаге, а действительно к удовлетворению организаторов выборов и наших избирателей реализованы.
    Полагаю, что и сегодняшняя конференция будет способствовать дальнейшему развитию, и я бы внес предложение – стабилизации российского избирательного законодательства, избирательной системы и совершенствованию практики работы избирательных комиссий всех уровней.
    В 2013 году мы отметили 20-летний юбилей российской демократической избирательной системы. В течение этих 20 лет законодательство о выборах и референдуме в России развивалось и совершенствовалось, шло по пути апробации норм и целых правовых институтов. Сравнивая избирательное законодательство, избирательные системы многих государства Европы, Америки, Азии с российским, не ошибусь, если скажу, что сегодня российское избирательное законодательство, как ни какое другое максимально подробно детализирует все стадии избирательного процесса, направленного на обеспечение избирательных прав не только граждан, но и всех участников избирательного процесса, гласности и открытости выборов.
    Российское избирательное законодательство сегодня не только соответствует международным избирательным стандартам, а это мнение уже высказывает и международное сообщество, но и опережает их, особенно в части открытости и гласности, контроля за выборами различных общественных институтов, многочисленных предупредительных норм, заставляющих участников избирательного процесса строго соблюдать законодательство о выборах и нести ответственность за нарушения, и гарантий обеспечения законности и честности выборов.
    Кроме того, российское избирательное законодательство, его прямые нормы дополняются многочисленными нормативными правовыми актами, разъяснениями и рекомендациями ЦИК России и избирательных комиссий субъектов РФ, также обязательными для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями и всеми участниками избирательного процесса.
    Я не ошибусь, если скажу, что такого нет ни в одном другом государстве. И это наш российский «плюс». Но есть и минус. Чуть выше я упомянул о необходимости стабилизации избирательного законодательства, отказа от постоянных изменений одних и тех же норм и институтов, от «шараханий» из одной стороны в другую.
    Так случилось с досрочным голосованием, когда этот институт исключили из избирательного законодательства в 2002 году и таким образом лишили значительную часть граждан возможности реализовать избирательное право на региональных и муниципальных выборах. Что касается института открепительных удостоверений, то на областных выборах по открепительным удостоверениям можно голосовать только на территории области. Но мы все знаем, что многие белгородские избиратели в день голосования на выборах депутатов областной Думы, Губернатора области находятся в командировках, выезжают накануне дня голосования по другим причинам за пределы области. По месту пребывания по открепительным удостоверениям они не проголосуют, а досрочно проголосовать по месту жительства они не могут
    И только по постановлению Конституционного суда Российской Федерации и соответственно внесенным законодателем изменениям в федеральный закон нормы досрочного голосования, как конституционной гарантии реализации гражданами избирательного права, с этого года возвращены в законодательство.
    Организаторы выборов, избиратели Белгородской области считают необходимым досрочное голосование предусмотреть и на региональных выборах наряду с открепительными удостоверениями.
      Вспомним, до 2006 года в избирательном бюллетене была строка «Против всех». Затем депутаты Государственной Думы ее исключают из законодательства, члены   Совета Федерации одобряют, поддерживает и Президент страны.
    Теперь, спустя 8 лет в федеральные и региональные законы вновь эту строку в избирательном бюллетене возвращают. Нужна ли эта норма в избирательном законодательстве, кандидата «Против всех» вопрос спорный! Одни ученые и практики, организаторы выборов считают, что в строке «Против всех» нет необходимости, полагая, что избиратель, не делая выбора, просто не заполняет избирательный бюллетень. А по количеству недействительных бюллетеней можно определять настроение и неподдержку избирателями кандидатов, списков кандидатов. Такой подход в подавляющем большинстве государств мира. И если недействительных бюллетеней при подсчете бюллетеней оказывается больше, чем действительных, выборы признаются несостоявшимися.
    Строка «Против всех» в избирательном бюллетене в определенной мере искусственно вызывает, поддерживает и разжигает оппозиционные настроения определенной части общества, избирателей.
    Другие считают, что строка «Против всех» должна быть в избирательном бюллетене. Руководство страны, законодатели должны видеть оппозиционные настроения г  раждан и делать выводы.
    Думая, что участники конференции выскажут свое мнение по этому вопросу.
    Еще один пример необоснованной нестабильности законодательства о выборах.
    В федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» до 2004 года присутствовала смешанная система выборов депутатов Государственной Думы (225 х 225). В 2005 году федеральный законодатель переводит избрание всех 450 депутатов ГосДумы на основе полной пропорциональной системы выборов, то есть все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые и зарегистрированные политическими партиями.
    В соответствии с федеральным законом от 22.02.2014 года, через 9 лет, мы вновь возвращаемся к избранию, теперь уже на следующих выборах в 2016 году, депутатов Государственной Думы по смешанной избирательной системе, 225 депутатов будут избираться по одномандатным округам и 225 – по единому округу, по спискам кандидатов от политических партий.
    Давайте обратимся к федеральному закону «О политических партиях» в преломлении его в федеральных законах о выборах. Вспомним девяностые годы прошлого века, когда создавались, становились и развивались российские политические партии, количество которых дошло до полусотни. Затем пошел обратный процесс – сокращение, ликвидация, объединение, на выборах – объединение в избирательные блоки. Количество партий к 2010 году стабилизировалось до 7.
    Однако в 2012 году законодатели внесли в федеральный закон «О политических партиях» изменения в части снижения (последние на 1 января 2012 года) требований к их численности, сокращения в 80 раз с 40000 до 500 (!),и сокращении численности региональных отделений в более чем половине субъектов Российской Федерации с 400 членов партии, а в остальных субъектах – с не менее 100 до минимума, 2-3 членов партии).
    И сегодня мы имеем в России 72 зарегистрированные политические партии, а в Белгородской области – 54 региональных отделений партий.
    При этом в более чем половине региональных отделений численность членов партий колеблется от 2-7 до 20.
    Большинство Белгородских региональных отделений практически бездействуют, кроме ежеквартального представления 46-ти из 54 нулевых отчетов о поступлении и расходовании средств на обеспечение деятельности отделений.
    У нас есть все основания предполагать, что в предстоящих в 2015 году выборах депутатов Белгородской областной Думы по единому, да и по одномандатным избирательным округам могут принять участие и дойти до регистрации кандидатов, списков кандидатов не более 10 региональных отделений.
    С учетом уже внесенных в Избирательный кодекс Белгородской области изменений и в соответствии с проектом закона Белгородской области «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области», который будет рассматриваться, и надеюсь, закон будет принят, региональное отделение политической партии, участвуя в выборах депутатов Белгородской областной Думы, должно будет выдвинуть список кандидатов по единому избирательному округу в количестве не менее 29 кандидатов (3 – общеобластная часть списка и не менее 2 кандидатов в каждой из не менее 13 и не более 25 региональных групп, на которые разбивается общеобластной список кандидатов, то есть не менее 26 кандидатов). Но как, я уже сказал, во многих региональных отделениях на сегодня нет даже такого количества членов партий. Но надо еще и собрать новым партиям 0,5 процента подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов (≈ 6200 подписей).
    Увеличение количества политических партий сегодня привело к приостановлению оснащения избирательных комиссий техническими средствами голосования и подсчета голосов. Приостановлена государственная программа изготовления КОИБ для обеспечения всех 96 тысяч избирательных участков в России. Пока есть и серьезные сомнения в расширении эксперимента по использованию комплексов электронного голосования (КЭГ) на избирательных участках.
    Делайте, уважаемые участники конференции, оценим и сделаем выводы, к чему приводит такая партийная реформа.
    Прогрессом в избирательном законодательстве России стали нормы об образовании избирательных участков на 5 лет, избирательных округов – на 10 лет и, особенно, о формировании участковых избирательных комиссий на постоянной основе, на срок полномочий 5 лет и постоянного резерва УИК. На этой основе в Белгородской области в начале 2013 года сформированы 1231 УИК (кроме 22-24 в местах временного пребывания избирателей). 12662 члена УИК, плюс около 4 тысяч членов резерва УИК – это большая и самая главная основа нашей избирательной системы. Это стабильный и постоянный состав, который периодически незначительно изменяется, возникающие вакансии членов УИК оперативно в соответствии с нормами законодательства замещаются из резерва УИК, а резерв УИК ежегодно и перед каждыми выборами по постановлениям Избирательной комиссии области пополняется.
    У нас в области успешно реализуется Концепция профессионального постоянного обучения членов УИК и составов резерва комиссий. Мы внедрили и уже в течение 2013 и 2014 годов регулярно проводим областные учебные семинары с УИК и ИКМО с использованием видеоконференцсвязи с участием на каждом занятии до 1500 членов комиссий, это, в основном, руководители УИК, и самое главное регулярное обучение членов УИК и резерва УИК непосредственно на местах, в УИК.
    Таким образом, мы охватываем обучением всех членов УИК, резерв, ежегодно учебный год завершаемый их тестированием. В результате наши УИК в профессиональном отношении стали на голову выше, а значит организация УИК всех действий по подготовке и проведению выборов любого уровня будет еще более четкой и более профессиональной.
    Но, к сожалению, законодатель, введя в избирательное законодательство нормы формирования УИК и резерва УИК на постоянной основе, ничего не сказал об их деятельности, направлениях работы, полномочиях, правах и обязанностях в межвыборный период, материально-техническом обеспечении, материальном стимулировании членов УИК в межвыборный период.
    Центральная избирательная комиссия России, утвердив Примерную номенклатуру дел и Примерную инструкцию по делопроизводству УИК, до сих пор не приняла никаких рекомендация по вопросам организации работы УИК в межвыборный период.
    Не ожидая решения этих вопросов с федерального уровня, Избирательная комиссия области в декабре 2013 года провела большой «круглый стол» на тему «Организация деятельности участковых избирательных комиссий в связи с их формированием на постоянной основе на 5-летний срок полномочий», на котором были приняты рекомендации по организации работы участковых избирательных комиссий в межвыборный период.
     В соответствии с этими рекомендациями все избирательные участки обозначены вывесками, графиками работы и приемом граждан, информационными стендами.   Участковые комиссии работают по утвержденным планам, регулярно проводят свои заседания, занятия по обучению членов УИК и резерва УИК, ведут информационно-разъяснительную работу среди избирателей, активно участвуют в проведении мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
    Но вопросы законодательного, нормативного урегулирования полномочий и деятельности УИК в межвыборный период, их финансового и материально-технического обеспечения остаются нерешенными.
    Последние региональные и муниципальные избирательные кампании обнажили проблемы, связанные с их финансированием. Из-за отсутствия в законодательстве, нормативных правовых документах Правительства России, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации каких-либо нормативов финансирования подготовки и проведения выборов разного уровня, дополнительной оплаты труда и вознаграждения членов избирательных комиссий, Избирательная комиссия области, избирательные комиссии муниципальных районов, городских округов начинают сталкиваться с проблемами выделения достаточного объема средств на подготовку и проведение выборов из соответствующих бюджетов.
    Эти пробелы в избирательном законодательстве на федеральном уровне необходимо в ближайшем будущем решить.
    В части дальнейшего совершенствования законодательства о выборах.
    Организаторы выборов, избиратели нередко задают вопросы и вносят предложения о внесении изменений в федеральный закон «Об основных гарантиях…», касающиеся возрождения института выдвижения кандидатов по одномандатным и многомандатным округам установленным количеством избирателей на собраниях избирателей по месту работы, жительства, учебы, без сбора подписей избирателей в поддержку их выдвижения.
    Высказываются мнения и предложения членов избирательных комиссий о дополнении в федеральном законе полномочий избирательных комиссий всех уровней по вопросам координации деятельности государственных, муниципальных и других органов, политических партий и иных общественных объединений по повышению правовой культуры граждан, по взаимодействию со СМИ, другими полномочиями.
    В связи с тенденцией выхода некоторых СМИ из-под учредительства государственных и муниципальных органов и бюджетного финансирования избирательные комиссии теряют возможность безвозмездного информирования избирателей о законодательстве, своей деятельности, ходе избирательных кампаний, о результатах выборов в периодических печатных изданиях и электронных СМИ. Остаются только официальные сайты в сети «Интернет», социальные сети.
    По этой же причине на будущих выборах будут терять объемы обнародования своих предвыборных программ и агитационных материалов на безвозмездной основе кандидаты, политические партии, общественные объединения.
    Эти вопросы потребуют в перспективе законодательного урегулирования.
    В заключении я хотел бы еще раз подчеркнуть необходимость стабилизации российского законодательства о выборах и референдуме!