Выступление Н.Т. Плетнева,
председателя Избирательной комиссии Белгородской области,
для интернет-аудитории системы «ГАРАНТ» 01 марта 2013 года


- Уважаемый Николай Тихонович! Компания «Гарант-Сервис-Белгород» от лица интернет-аудитории и пользователей системы «ГАРАНТ» в Белгородской области благодарит вас за уделенное время и желание ответить на ряд актуальных вопросов. Наша сегодняшняя встреча носит название «Новое в избирательном законодательстве». Николай Тихонович, на выборах регионального и муниципального уровня граждане России теперь будут голосовать один раз в год – во второе воскресенье сентября. В различных средствах массовой информации по этому поводу высказываются как сторонники, так и противники этого нововведения. Какие плюсы в установлении единого дня голосования видите лично Вы?
- То, что мы прошли уже ряд циклов проведения выборов муниципальных, региональных и федеральных в единые дни голосования это, конечно же, плюс. Избирательная комиссия Белгородской области и я, как председатель, выступали перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания еще с конца 90-х годов с инициативой о проведении выборов разного уровня не как попало, в январе, в апреле, в октябре, в декабре, а установить единый день голосования, как на федеральных, так и на региональных и муниципальных выборах. Наша инициатива была поддержана и такие единые дни проведения выборов были установлены: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября каждого года.
В связи с тем, что второе воскресенье марта выпадало на 8 марта, выборы проводились в первое воскресенье марта месяца. В октябре прошлого года Государственная Дума Федерального Собрания приняла закон об установлении единого дня голосования для проведения региональных и муниципальных выборов на второе воскресенье сентября. Вот здесь я вижу очень серьезный минус.
    Для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации этот день очень неудобный. Сентябрь, возможно, и удобный, и удачный день для проведения выборов только для районов Крайнего севера и Дальнего Востока, но только не для основной территории субъектов Российской Федерации. И вот почему. Избирательная кампания начинается за три месяца до дня голосования, а значит, охватывает июнь, июль и август, когда проводятся широкомасштабные сельскохозяйственные работы. Сельхозпроизводители, работники агропромышленного комплекса заняты выращиванием и уборкой урожая. Более того, в сентябре месяце для многих областей Центрального, Южного Северо-Западного федеральных округов, Поволжья идут работы по уборке технических культур. То есть наши избиратели, проживающие на селе, заняты уборкой урожая.
    Возьмём даже садово-огородные участки. В день голосования во второе воскресенье сентября, да и в период подготовки к выборам, большая масса и организаторов выборов, и участников избирательной кампании, представителей избирательных объединений, иных общественных объединений, и, наконец, избиратели тоже заняты этими работами. Более того, подавляющее большинство избирательных участков размещаются в зданиях школ, гимназий, учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. А в летний период там ведутся ремонтные работы. Это будет создавать неудобства, как для работы участковой избирательной комиссии, так и для избирателей, которые будут приходить в участковые избирательные комиссии в период подготовки к выборам. Ну и начало занятий в учебных заведениях и школах, это тоже имеет определенное значение. Для политических партий, местных, региональных отделений как раз на июль-август месяц выпадает выдвижение кандидатов, списков кандидатов. Соответственно, это же связано и с отпусками членов политических партий, их руководящих органов, делегатов, много избирателей и организаторов выборов пребывают в очередных отпусках.
    Давайте возьмем еще один вопрос – сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Как собирать подписи, когда люди до позднего часа, допустим, находятся на работе, в летний период – на сельхозработах, на своих домашних садово-огородных участках? Это тоже затрудняет процесс сбора подписей кандидатам, политическим партиям, их представителям, уполномоченным в поддержку выдвижения списков кандидатов и кандидатов. Поэтому здесь, конечно, для нас больше минусов, чем плюсов.
    Что касается установления единого дня голосования в целом – это правильно. Следовало бы установить один единый день голосования в Российской Федерации, один раз в году для всех выборов. В один год проводились бы выборы Президента РФ, на следующий год – выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в следующий год – выборы губернаторов, высших должностных лиц субъектов Федерации, и, может быть какие-то региональные или местные выборы (их можно совмещать), в четвертый год – выборы депутатов законодательных представительных органов субъектов РФ и в пятый год – выборы депутатов и глав муниципальных образований. Соответственно, могли бы совмещаться в единый день голосования дополнительные, досрочные, повторные выборы и референдумы, как федеральные, так и местные. Вот это был бы порядок.
    На какой день было бы удобно определить единый день голосования? Вот апробируем 8-е сентября и потом задумаемся над этим. Задумаются наши руководители государства, задумаются депутаты Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Наиболее удобный день – это 3-е воскресенье марта. Если не март, то, возможно, это был бы или октябрь, или ноябрь. 3-е воскресенье октября, либо 2-е или 3-е воскресенье ноября. Это бы наиболее устраивало, прежде всего, и избирателей, и организаторов выборов, политические партии и общественные объединения.

- Некоторые считают, что единый день голосования осложнит жизнь политическим партиям. Им придется «распылять» силы сразу на несколько избирательных кампаний, идущих параллельно.
- Правильно вы подметили, это действительно так. Ну, параллельных кампаний, видимо, уже не будет. Да, совмещенные выборы будут.
Вот на примере Белгородской области. У нас 8-го сентября этого года, в единый день голосования, будут проводиться выборы депутатов представительных органов муниципальных образований сельских, городских поселений. Предстоит избрать около 3 тысяч депутатов. В этот же день будут проводиться выборы главы администрации Старооскольского городского округа и выборы депутатов Совета депутатов города Белгорода. В данном случае, я думаю, это не будет создавать неудобств для политических партий. Это муниципальные выборы. Кстати, законодательство предусматривает на сегодняшний день в год проведения выборов депутатов Государственной Думы не использовать этот единый день голосования (2-е воскресенье сентября), а все выборы совмещать с выборами депутатов Государственной Думы. Только с выборами Президента не предусмотрено совмещение никаких основных выборов, за исключением досрочных, дополнительных выборов, а также референдумов.
    Поэтому, конечно для наших региональных, местных отделений политических партий неудобно заниматься подготовкой к выборам в летний период, тем более что как раз на июль месяц приходится период выдвижения кандидатов, списков кандидатов, проведение собраний, конференций по выдвижению, в августе-сентябре – предвыборная агитация. А когда у нас, все-таки, многие люди находятся в отпусках, заняты на сельскохозяйственных работах, собрать большие аудитории для проведения встреч кандидатов, доверенных лиц кандидатов с избирателями будет сложно.

- А какие еще изменения в избирательном законодательстве можно назвать существенными?
- В прошлом году в октябре и в декабре наш законодатель, Федеральное Собрание РФ, внес существенные изменения в ряд федеральных законов, прежде всего в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в закон «О политических партиях» и некоторые другие федеральные законы. Они касаются, прежде всего, вопроса установления единого дня голосования на второе воскресенье сентября для проведения региональных и муниципальных выборов и референдумов.
    Существенным изменением, которое внесено в избирательное законодательство, является и то, что теперь избирательные участки будут создаваться на 5 лет и участковые избирательные комиссии формироваться тоже на 5 лет. Ранее избирательные участки постановлениями глав администраций образовывались для проведения каждых конкретных выборов, к этим выборам каждый раз формировались и участковые избирательные комиссии. Выборы закончились, избран глава, либо избран представительный законодательный орган, губернатор – по истечении 10 дней после опубликования итогов голосования и результатов выборов участковые избирательные комиссии прекращали свои полномочия. К проведению следующих выборов приходилось заново образовывать избирательные участки и формировать участковые избирательные комиссии. Теперь образуются избирательные участи и формируются участковые избирательные комиссии на 5 лет.
Существенным изменением и законодательной новеллой является и то, что законодатель теперь определил образование, утверждение границ одномандатных и многомандатных избирательных округов для проведения соответствующих выборов на десятилетний период. Опять же, ранее избирательные округа образовывались, определялись и утверждались схемы, границы одномандатных, многомандатных избирательных округов для проведения каждых конкретных выборов. Например, для проведения выборов депутатов областной Думы. У нас 17 одномандатных округов, и по истечении срока полномочий областной Думы Избирательная комиссия области определяла, а областная Дума утверждала к следующим выборам новую схему одномандатных избирательных округов. Также и по другим уровням выборов законодательных, представительных органов. Теперь соответствующие избирательные комиссии будут определять, а законодательный, представительный орган утверждать соответственно уровню выборов схемы одномандатных и многомандатных избирательных округов на 10 лет и по ним неоднократно проводить выборы.
    Участковые избирательные комиссии, как я уже отметил, будут формироваться на срок полномочий 5 лет на постоянной основе. Это не значит, что они на постоянной основе будут работать, получать за это заработную плату. Нет. Они будут выполнять государственные обязанности на общественных началах. Но формироваться они будут на срок 5 лет. Ранее же они формировались для проведения конкретных выборов и затем, как я уже говорил, они прекращали свои полномочия по истечении 10 дней после опубликования результатов выборов.
    В Белгородской области в марте этого года закончится формирование участковых избирательных комиссий. Каждая участковая избирательная комиссия формируется по предложениям политических партий, иных общественных объединений, их местных и региональных отделений, представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту учебы, работы, жительства, службы. Сейчас аккумулируются, собираются предложения от этих субъектов для формирования участковых избирательных комиссий. Мы предполагаем в марте завершить формирование участковых избирательных комиссий на пятилетний срок полномочий.
    Новый институт появился у нас в законодательстве – резерв членов участковых избирательных комиссий. Ранее официально он не был узаконен, а теперь одновременно с формированием участковых избирательных комиссий формируется и резерв членов участковых избирательных комиссий по каждой участковой комиссии. Зачем нужен резерв? Он необходим для того, чтобы в случае выбытия члена участковых комиссий с правом решающего голоса в связи с переездом на другое место жительства, переходом на работу, статус которой не совместим со статусом члена участковой избирательной комиссии, на его место назначить человека из резерва. Более того, теперь у нас будет существовать система обучения членов участковых избирательных комиссий и резерва кадров участковых избирательных комиссий. При этом будут предусматриваться, хоть и незначительные, средства из муниципальных бюджетов и бюджетов субъекта Российской Федерации на профессиональное обучение организаторов выборов, в частности членов участковых избирательных комиссий и их резерва.
    Некоторые изменения коснулись и использования пропорциональной (смешанной) и (или) пропорционально-мажоритарной системы для проведения выборов представительных органов муниципальных образований. В частности, законодатель четко определил, что если на территории поселения проживает менее 3000 граждан, (не избирателей, а граждан) и если представительный орган, количественный состав которого определен менее 15 депутатов, выборы в данном поселении проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Но в других случаях может использоваться пропорциональная система, в некоторых случаях в обязательном порядке – пропорциональная или смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система.
   В декабре прошлого года внесены изменения в законодательство о выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Теперь, при выдвижении кандидата на должность Губернатора области в порядке самовыдвижения, либо при выдвижении политическими партиями, кандидат обязан представлять в Избирательную комиссию Белгородской области сведения о трех кандидатурах, одна из которых в случае избрания кандидата Губернатором будет наделена избранным Губернатором полномочиями члена Совета Федерации. Как избиратели знают, от каждого субъекта РФ для формирования верхней палаты Федерального Собрания РФ, Совета Федерации, наделяются полномочиями два человека. Один от Губернатора области, как от органа исполнительной власти и высшего должностного лица, и второй от законодательного (представительного) органа власти, от Белгородской областной Думы. Теперь Губернатор, идя на выборы, должен определить три кандидатуры, одну из которых он потом будет наделять полномочиями члена Совета Федерации, и представить в Облизбирком сведения об этих кандидатурах. Конкретный перечень этих сведений определен законом, определена процедура замены (если из этих трех кандидатур кто-то выбывает, Губернатор до дня голосования вносит другую кандидатуру и представляет новые сведения). Порядок представления сведений об этих кандидатурах определяется законодательством, в частности Избирательным кодексом Белгородской области. Информационное обеспечение этих процедур, как размещение на стендах в участковых избирательных комиссиях и информирование избирателей о сведениях по кандидатурам, которые внесены кандидатом на должность Губернатора для последующего (в случае его избрания) наделения одного из них полномочиями члена Совета Федерации, определяется Избирательным кодексом Белгородской области.
    Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие для голосования вне помещения для голосования к избирателю, обязаны довести до его сведения, предложить ему ознакомится со сведениями об этих трех кандидатурах, которые внесены кандидатом на должность Губернатора Белгородской области (в случае его избрания) для наделения одного из них полномочиями члена Совета Федерации.
    Эти основные изменения произошли во втором полугодии, в октябре-декабре прошлого года. Избирательная комиссия области оперативно, с учетом изменений в федеральных законах о выборах, в порядке законодательной инициативы вносила на рассмотрение Белгородской областной Думы проекты законов о внесении соответствующих изменений в Избирательный кодекс области. Такие законы областной Думой оперативно принимаются, подписываются Губернатором Белгородской области и обнародуются в периодических печатных изданиях и других средствах массовой информации.

- Изменились ли требования к кандидатам на выборные должности?
- Если говорить о требованиях относительно выборных должностей, других изменений не произошло. Требования к кандидатам на выборные должности, на должности глав муниципальных образований и глав администраций, в депутаты представительных законодательных органов разного уровня в последнее время не менялись, кроме тех, о которых я уже рассказал.

- Согласно изменениям в законодательстве, участковые избирательные комиссии становятся постоянно действующими. Что даст такой подход к формированию участковых избирательных комиссий? Не повлечет ли это дополнительных расходов средств бюджета?
- Вот начнем с последнего вашего предположения – не повлечет. Участковые избирательные комиссии будут действовать на постоянной основе, но никаких средств на их финансирование в межвыборный период не потребуется, кроме обучения. А в период подготовки и проведения выборов, как и ранее, на осуществление деятельности участковым избирательным комиссиям выделяются соответственные бюджетные средства для дополнительной оплаты труда и для проведения мероприятий, связанных с подготовкой ко дню голосования и в день голосования. То есть, непосредственно на период работы участковой избирательной комиссии. Здесь ничего не меняется, необходимости в дополнительных средствах нет. В межвыборный период только некоторые незначительные средства потребуются для проведения обучения организаторов выборов, в том числе членов участковых избирательных комиссий. Есть сложности, трудности, проблемы и большой объем работы по причине того, что участковые избирательные комиссии и резерв будут формироваться на пятилетний срок полномочий. Например, на территории Белгородской области необходимо сформировать 1231 участковую избирательную комиссию. Это без учета избирательных комиссий, которые будут создаваться в период избирательных компаний в закрытых учреждениях: санаториях, больницах, следственных изоляторах и в некоторых других. В составы всех участковых избирательных комиссий необходимо подобрать и назначить почти 11500 членов комиссий и примерно 4000 человек в резерв.
    Что касается работы УИК на постоянной основе – это очень большой плюс. Прежде всего, повысится профессиональный уровень подготовки участковых комиссий в проведении избирательных кампаний. Сформировав один раз УИК на пять лет, проводя одни выборы, вторые теми же составами, мы их не распускаем, они продолжают действовать. Как следствие, возрастает их профессиональный уровень, а значит, это положительно будет сказываться на соблюдении законодательства в период подготовки и проведения выборов, и, в итоге, на обеспечении избирательных прав граждан. А, значит, меньше будет нарушений избирательного законодательства, больше будет доверия у избирателей к участковым избирательным комиссиям. Ну и постоянный резерв, который тоже будет обучаться, будет всегда готов заменить членов участковой избирательной комиссии или членов участковой комиссии, которые будут выбывать из их постоянных составов. Во всем этом мы видим большой плюс постоянно действующих УИК.

- 2013 год для Российской избирательной системы - юбилейный. 20 лет назад в декабре 1993 года была принята Конституция России, заложившая основные подходы в определении и развитии избирательной системы. Расскажите, пожалуйста, о ключевых мероприятиях, намеченных Избирательной комиссией Белгородской области на 2013 год.
- Ключевые мероприятия это, конечно же, выборы, которые будут проводиться в Белгородской области 8 сентября. Помимо всех других официальных мероприятий, по которым работают районные, городские избирательные комиссии Белгородской области, у нас планируется провести большой комплекс мероприятий, связанных с двадцатилетием избирательной системы Российской Федерации. Да, исполняется двадцать лет со дня первых выборов. В 1993 году состоялись первые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Первые и единственные выборы на два года членов Совета Федерации, и тогда же, в один день проводился референдум по принятию первой Конституции нового российского демократического государства. Мне пришлось с 1993 года заниматься выборами, проводить на территории региона все уровни выборов и референдумов и, впоследствии, по сегодняшний день возглавлять Избирательную комиссию Белгородской области.
    Мероприятий будет проводиться очень много. В частности, мы планируем в ноябре провести областное торжественное собрание, как бы слет всех поколений организаторов выборов Белгородской области, начиная с 1993 года. Не забудем и тех, кто в постсоветский период занимался подготовкой и проведением выборов. Это будет, я думаю, приятно для всех организаторов выборов. Пройдет, в том числе, и областной «круглый стол», посвященный 20-летию избирательной системы, проблемам совершенствования избирательного законодательства, повышения активности избирателей на выборах и референдумах. Пройдут в самых различных формах мероприятия по повышению правовой культуры населения области, заседания клубов избирателей, клубов молодых, будущих избирателей, а у нас их более полутора тысяч действует в трудовых коллективах, в учебных заведениях, по месту жительства, в учреждениях культуры. Во всех библиотечных учреждениях будут оформлены выставки, посвященные 20-летию избирательной системы. Пройдут встречи молодых, будущих избирателей с депутатами всех уровней, представителями законодательных и исполнительных органов, с профессиональными организаторами выборов. Состоятся специальные занятия на спецкурсах в учебных заведениях, на элективных занятиях во всех общеобразовательных школах и гимназиях.
    Большой цикл подобных мероприятий проводится в течение всего этого года, а основные мероприятия будут проводиться в период с сентября по декабрь. С начала нового учебного года, в сентябре месяце во всех учебных заведениях, в общеобразовательных учреждениях пройдут выборы органов студенческого, школьного самоуправления. Они проводятся у нас сейчас регулярно и повсеместно, по избирательным технологиям, с соблюдением всех стадий избирательного процесса, включая и тайное голосование с применением кабин и избирательных ящиков, пройдут конкурсы на лучшие рисунки, плакаты, на лучшие сочинения, рефераты на темы выборов. По традиции мы ежегодно проводим в высших профессиональных учебных заведениях конкурсы и областной конкурс среди студентов и аспирантов на лучшие научные работы по избирательному законодательству и избирательному процессу.

- Николай Тихонович, от имени коллектива компании «Гарант-Сервис-Белгород», мы желаем Вам и вашим коллегам здоровья, благополучия и успехов в работе. Большое Вам спасибо за подробные ответы на вопросы, мы надеемся на продолжение нашего сотрудничества!
- Ну а я, в свою очередь, благодарен коллективу «Гарант-Сервис-Белгород» за то, что вы проявили инициативу и настояли на постоянном, теперь уже, сотрудничестве с Избирательной комиссией Белгородской области. Мы только приветствуем вашу инициативу, будем вместе работать.