Выступление Плетнева Н.Т.,
председателя Избирательной комиссии Белгородской области,
на Всероссийском совещании с председателями ИКС РФ
24-25 октября 2013 года


Уважаемый Владимир Евгеньевич!
Уважаемые члены ЦИК РФ!
Уважаемые коллеги!


    Прошедшие избирательные кампании в единый день голосования 8 сентября 2013 года, как и предыдущие, а это и очередной цикл, а за 20 лет – 5 циклов федеральных, региональных и муниципальных выборов, показали, что развитие российского законодательства о выборах, правоприменительная практика избирательных комиссий постоянно совершенствуются в целом в правильном направлении, все полнее обеспечивают избирательные права и право на участие в референдуме наших граждан.
    Мы давно уже оцениваем и констатируем, что российская избирательная система сегодня не только отвечает международным демократическим избирательным стандартам, но и по многим направлениям опережает их.
    А последние изменения в федеральных законах о выборах и соответственно в региональных законах, и у нас в Избирательном кодексе Белгородской области, особенно касающиеся формирования участковых избирательных комиссий, главного звена в системе избирательных комиссий, нашей главной опоры по подготовке и проведению выборов, на постоянной основе на пятилетний срок полномочий, введение нового института – формирование и обучение резерва составов УИК, уже сыграли свою важную роль и значимость в избирательных кампаниях 8 сентября.
    Я могу это подтвердить на некоторых результатах 282 муниципальных избирательных кампаний и одном местно референдуме 8 сентября на территории Белгородской области.
В день голосования и в последующий период установления итогов голосования и результатов выборов на действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований не поступило не одной обоснованной жалобы. Мы не имели и ни одного повторного протокола. Впервые за 20-летний период проведения выборов на территории Белгородской области в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации из нашей области не поступило ни одного обращения!
    Это стало результатом возросшего профессионализма участковых и других избирательных комиссий, их постоянного обучения, начиная с апреля этого года. Хотя, ради объективности скажу, что систему постоянного профессионального обучения организаторов выборов мы развиваем с 2002 года.
    В дополнение к обучению участковых избирательных комиссий, проводимому райгоризбиркомами, у нас в области очень хорошо зарекомендовала форма обучения УИК и резерва составов УИК с использованием видеоконференцсвязи, напрямую из студии Облизбиркома в студии всех муниципальных районов и городских округов, в которые на такую учебу дважды в месяц собираются одновременно от 1500 до 1800 членов УИК и резерва УИК.
    Кстати, такую форму обучения с УИК мы продолжаем и после прошедших избирательных кампаний, дважды в месяц. И, если позволит финансовая возможность, мы намерены использовать эту форму обучения и в следующем году.
    Свою положительную роль в демократизации прошедших выборов сыграли и последние изменения в законах о выборах и в законе о политических партиях. Участие значительно большего числа политических партий в выборах позволило, например, на выборах депутатов Совета депутатов столичного центра, г. Белгорода участвовать в распределении депутатских мандатов в Совете по пропорциональной системе зарегистрированные списки кандидатов от 8 политических партий.
    Участие политических партий, общественных объединений в прошедших выборах, активная информационно-разъяснительная деятельность не позволила нам значительно снизить активность избирателей в муниципальных выборах. Традиционно она всегда значительно ниже, чем на федеральных и региональных выборах. В целом по области в муниципальных выборах приняло участие более 50 процентов избирателей.

Уважаемые коллеги!

    Конечно же, законодательство о выборах, правоприменительная практика должна и будет постоянно совершенствоваться. И к стабильности, может быть, мы придем еще не скоро. И всё это должно быть направлено, прежде всего, на обеспечение избирательных прав граждан, создание всех максимально благоприятных условий для участия в выборах политических партий, общественных объединений, наших избирателей, обеспечение законности и честности выборов. А на этой основе – к повышению активности избирателей в выборах, обеспечению легитимности избираемых органов, доверия избирателей к этим органам и к избирательным комиссиям.
    Об этом мы как-то на федеральном уровне стали умалчивать. И сегодня мы с удовлетворением восприняли Ваше предложение, уважаемый Владимир Евгеньевич, что обеспечение активности избирателей на выборах должно стать одной из главных наших задач.
    И здесь я хотел бы выразить мнение, если не всех, то большинства моих коллег, о неудачности выбора нашими законодателями единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах – второе воскресенье сентября.
    Скажу на примере нашего субъекта Российской Федерации. Крайне неудачное время для подготовки и проведения выборов. Время очередных отпусков, садово-огородных работ, интенсивное, напряженное время сельхозработ в агропромышленном комплексе, начало учебного года в учебных заведениях, когда иногородние студенты, только приступив к занятиям, в большинстве своем просто не пожелали в первый выходной день, 8 сентября, выехать в места своего постоянного жительства, и соответственно они не участвовали в муниципальных выборах.
    Наш опыт, практика наблюдения и социологические исследования показали, что если бы прошедшие выборы проводились в ноябре-декабре, или в марте месяце, у нас в области активность избирателей в выборах была бы на 10-15 процентов выше. Активнее бы участвовали в выборах и региональные, местные отделения политических партий. В прошедших 8 сентября выборах у нас приняли участие только 15 региональных отделений политических партий из 39, имеющих право на участие в выборах.
    Высказываю мнение многих моих коллег – самым удобным для избирателей, избирательных комиссий, политических партий был бы единый день голосования во второе воскресенье декабря или третье воскресенье марта.
     Проблемным, в части обеспечения условий для реализации гражданами их избирательных прав, остается отсутствие в избирательном законодательстве института (норм) досрочного голосования на региональных и муниципальных выборах, когда большинство наших избирателей до дня голосования выезжают за пределы региона, мест жительства, в командировки, на отдых, лечение, по другим причинам и не участвуют в выборах.
    На прошедших муниципальных выборах члены УИК, наблюдатели, сотрудники органов внутренних дел вынуждены были оставлять на определенное время избирательные участки и выезжать (бежать) на другие избирательные участки, где они находились в списках избирателей и голосовать за своих муниципальных кандидатов.
    Надо возвращать в законодательство институт досрочного голосования избирателей в период максимально за 10 дней до дня голосования. И не надо нам бояться, что досрочное голосование будут использовать под «грязные технологии». Мы ведь научились вместе с правоохранительными органами пресекать и не допускать такие технологии. Да и наш избиратель стал грамотнее.
    Хотелось бы обратиться к представителям нашего Парламента на совещании – депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, с предложением более взвешено и продуманно подходить к обсуждению и принятию законопроектов, находить какую-то рациональную середину, с тем, чтобы изменения, вносимые в законы о выборах, отвечали требования времени, объективной необходимости, целесообразности и перспективе применения.
    Это касается и изменений в части введения новых минимальных нормативов создания политических партий. Ведь опыт, история уже подтверждали это. Сначала насоздаем огромное количество политических партий, затем идет процесс их ликвидации, прекращения деятельности, объединения и т.п. Подтверждением этому – уже начало такой же тенденции в нашей области. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области зарегистрированы на сегодня региональные отделения 49 политических партий. Но уже в судах находятся на рассмотрении заявления о прекращении деятельности 3-х региональных отделений соответствующих политических партий.
    Давайте вспомним, когда из избирательных бюллетеней исключили строку «Против всех». Это было воспринято как нормальное, объективное явление, не повлиявшее на увеличение количества недействительных бюллетеней, при этом активность избирателей в выборах даже стала расти. Сейчас снова заговорили, и пошло реальное движение за возвращение в избирательный бюллетень строки «Против всех». Зачем! Я готов оппонентам по этому вопросу в рабочем порядке дать отпор.
     А вот, что касается перехода на избрание депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации только по полной пропорциональной системе выборов, по спискам кандидатов от политических партий, то ведь тогда многие возражали против принятия такого закона. Получается, что они были правы! Теперь мы возвращаемся к прежней смешанной системе выборов депутатов Государственной Думы.
    Думаю, выражу общее мнение в том, что в законодательной деятельности не надо «шарахаться» из одной стороны в другую. Многие Ваши предложения, Владимир Евгеньевич, в части упрощения законодательства, отказа от ряда ограничений я поддерживаю.
    Ну, а что касается правоприменительной практики избирательных комиссий, всех направлений нашей деятельности, то мы и впредь под руководством ЦИК России будем ее проводить в строгом соответствии с законодательством о выборах и референдумах, в тесном взаимодействии с политическими партиями, общественными объединениями, государственными органами, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, максимально обеспечивать избирательные права наших граждан!


    Спасибо за внимание! Поздравляю всех с юбилеем избирательной системы России!