Об особенностях избирательных кампаний разного уровня, проведенных в 2007-2010 годах, оценки, выводы, предложения по совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики

Уважаемые участники конференции!



   Прошедшие на Белгородчине в 2007-2010 годах выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента России, выборы депутатов представительных органов, глав администраций некоторых городских округов и, состоявшиеся 10 октября 2010 года выборы депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва подтвердили, в основном, совершенство федерального законодательства и Избирательного кодекса Белгородской области, обеспечивающего в ходе подготовки и проведения выборов избирательные права граждан, четкую регламентацию деятельности системы избирательных комиссий, поведения всех участников избирательного процесса, а правоприменительная практика – гарантии законности и честности выборов, что в свою очередь определяет доверие к избирательным комиссиям и к выборам вообще.
   Организаторы выборов, члены избирательных комиссий всех уровней на опыте подготовки и проведения избирательных кампаний убедились в правильности целого ряда и организационных подходов к планированию и организации избирательного процесса.
   Во-первых, оправдывает себя практика решения многих организационных вопросов, подготовки большого количества нормативных правовых документов задолго до назначения выборов, что дает возможность избирательным комиссиям, организующим выборы в период уже избирательной кампании заниматься более качественно проведением конкретных мероприятий по подготовке к выборам, в том числе информационно-разъяснительной деятельностью.
   Во-вторых, формирование совместно с региональными и местными отделениями политических партий резерва кадров членов избирательных комиссий и, прежде всего, участковых, его систематическое обучение позволяет сформировать более профессионально подготовленные комиссии.
   В-третьих, заранее хорошо спланированный комплекс информационно-разъяснительных мероприятий среди избирателей прямо пропорционально влияет на их активность в выборах.
   В-четвертых, постоянная, целенаправленная, в самых различных формах работа избирательных комиссий во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, партийными и общественными объединениями по повышению правовой культуры избирателей и, особенно, молодых, будущих избирателей, также прямо пропорционально влияет на повышение активности избирателей в выборах, проведение выборов в строгом соответствии с законодательством.
   И, в-пятых, обеспечение широкого общественного контроля за выборами через институты наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса, средств массовой информации делает наши выборы открытыми и гласными, что повышает к ним доверие избирателей, политических партий и общественных объединений.
   Вот на этих пяти главных «китах», на наш взгляд, должна и в дальнейшем строиться работа избирательных комиссий, отделений политических партий, всех организаторов выборов области.
   Реализация этих направлений позволяют нам проводить выборы всех уровней при высокой активности избирателей, без существенных нарушений законодательства, без обоснованных жалоб на действия (бездействие) избирательных комиссий, оперативно устанавливать предварительные итоги голосования уже к 6-7 часам утра в понедельник и информировать о них избирателей через средства массовой информации.
   Напомню. На выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году активность избирателей составила более 74 процентов, на выборах Президента России в 2008 году – почти 78 процентов, на прошедших выборах депутатов Белгородской областной Думы 10 октября 2010 года – 64,7 процента. Да, это несколько меньше в сравнении с федеральными выборами, но почти на 7 процентов больше, чем на аналогичных выборах депутатов областной Думы в 2005 году.
   Наши показатели активности избирателей на выборах являются одними из самых высоких среди субъектов Российской Федерации и самыми высокими среди субъектов Центрального федерального округа.
   На прошедших выборах депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва в пяти районах области (Краснояружском, Ивнянском, Красненском, Ракитянском и Чернянском) активность избирателей составила более 90 процентов, а в Красненском, Краснояружском и Ивнянском районах – более 95 процентов.
   Мы можем сделать утвердительный вывод о том, что наши усилия по повышению правовой культуры молодых избирателей, будущих избирателей дают положительные результаты. На прошедших федеральных и региональных выборах в голосовании приняли участие от 72 до 74 процентов молодых избирателей в возрасте до 30 лет и от 80 до 90 процентов – впервые голосующие, по достижении 18 лет, избиратели. А вспомним, еще 8 - 10 лет назад на выборы приходили только 30-35 процентов молодых избирателей.
   Сегодня «проблемным» у нас является избиратель среднего возраста. В будущем необходимо акцентировать работу по повышению правовой культуры, информационно-разъяснительную деятельность по месту жительства и по месту работы избирателей, в трудовых коллективах.
   Повышается, но по-прежнему низкой остается активность избирателей в наши городах и, прежде всего, Старооскольском городском округе, на прошедших выборах депутатов областной Думы – 44 процента, в г. Белгороде – 48,6 процента.
   По - прежнему у нас значительно активнее голосуют сельские избиратели. Но, тем не менее, порой в одинаковых по территории, численности избирателей, экономическому и социально-бытовому укладу активность избирателей разная. Например, в одних селах активность избирателей - 90-97 процентов, а в других как Старооскольских селах Федосеевка – 43 процента, Котово – 46 процентов, Терехово – 52 процента, Городище – 51 процент, в Шебекинских селах Безлюдовка, Ржевка, Нежеголь, Масловая Пристань, Поляна – от 43 до 52 процентов, в Валуйском селе Логачевка – 56,8 процента, Грайворонских селах Головчино, Козинка – 55-57 процентов.
   Причины низкой активности избирателей, конечно же, кроятся и в экономических, и в социально-бытовых проблемах, и в недостаточной информационно-разъяснительной деятельности. Эти причины и исполнительным органам муниципальных образований, и избирательным комиссиям районов и городских округов надо устанавливать, анализировать и устранять.
   Нас не может удовлетворить положение, когда на выборы 10 октября этого года не пришел каждый четвертый молодой избиратель и каждый пятый 18-летний, впервые голосующий.
   Поэтому остается актуальным продолжение выполнения рекомендаций областной научно-практической конференции (2007 год) «Молодежь и выборы в демократическом государстве. Перспективы и ожидания» и выводов, вытекающих из социологического исследования (2010 год) «Отношение белгородских избирателей к предстоящим выборам депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва».
   В прошедших с 2007 года выборах в бюллетенях уже не было строки «Против всех». Ожидалось, что выражение протестного голосования проявится в увеличении числа недействительных избирательных бюллетеней. Однако, в целом, это ожидание не оправдалось. И это положительный результат. Подавляющее число избирателей делают свой выбор. Только 2,6 процента избирательных бюллетеней на выборах депутатов областной Думы признаны недействительными. Однако в ряде районов и городов этот показатель выше.
   Территориальным избирательным комиссиям (ИКМО) следует проанализировать эти показатели по конкретным избирательным участкам и скорректировать направления и содержание информационно-разъяснительной деятельности среди избирателей.
   Уважаемые коллеги!
   К выборам депутатов Белгородской областной Думы Избирательная комиссия области, территориальные избирательные комиссии, региональные и местные отделения политических партий, на мой взгляд, были подготовлены и обеспечены законодательными, нормативными, методическими материалами, формами документов как никогда ранее, заблаговременно и в полном объеме.
С учетом этого, профессиональной подготовленности территориальных избирательных комиссий Облизбирком пошел на возложение полномочий окружных комиссий одномандатных округов на территориальные комиссии, которые успешно с ними справились.
   До назначения выборов Облизбирком спланировал и провел специальный цикл семинарских занятий с активом региональных отделений политических партий, будущими уполномоченными представителями, доверенными лицами, членами комиссий с правом совещательного голоса, руководителями штабов избирательных объединений.
   Это способствовало тому, что региональные отделения партий своевременно, без нарушений провели конференции по выдвижению списков кандидатов, обеспечили оперативное представление уведомлений и других документов о выдвижении, а затем – на регистрацию списков кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам, качественных сведений и копий документов на кандидатов, подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов от избирательного объединения «ПАТРИОТЫ РОССИИ».
   Это позволило избирательным комиссиям зарегистрировать все пять списков кандидатов по единому избирательному округу с общим количеством кандидатов 91 человек и 71 кандидата по одномандатным округам. Несмотря на принципиальный подход Облизбиркома и территориальных комиссий с полномочиями ОИК к оценке представленных документов, на регистрацию, первых финансовых отчетов о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, у нас не было отказов в регистрации списков кандидатов, кандидатов и исключения кандидатов из списка кандидатов.
   Это стало возможным благодаря Рабочей группе по приему и проверке документов во главе с Шовгеней В.Н., которая оказывала уполномоченным представителем избирательных объединений практическую помощь в отработке документов, устранении замечаний. А замечания по документам все-таки были к избирательным объединениям БРО ПП «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», ЛДПР, несколько и к «ЕДИНОЙ РОССИИ», КПРФ, кроме «ПАТРИОТОВ РОССИИ».
   Мы просим наши региональные отделения политических партий на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы обратить самое серьезное внимание на качественное, в строгом соответствии с законом оформление представляемых документов на кандидатов региональных групп.
   Анализируя процедуру подготовки и представления в избирательные комиссии документов о выдвижении и на регистрацию кандидатов, списков кандидатов, полагаю, что настало время эти процедуры законодательно упростить. В частности, с учетом нынешнего количества зарегистрированных политических партий, с целью обеспечения равенства участия политических партий в выборах, назрела необходимость исключения из избирательного законодательства института сбора подписей избирательными объединениями в поддержку выдвижения списков кандидатов по единому избирательному округу, отмены нотариального заверения представляемых ими некоторых документов, как уставов политических партий, а может быть их вообще не представлять, так как они размещены на официальных сайтах политических партий.
Уважаемые коллеги!
   Итоги прошедших избирательных кампаний подтвердили правильность нашей правоприменительной практики по формированию избирательных комиссий и, прежде всего, участковых. Подбор районными, городскими комиссиями совместно с отделениями политических партий резерва кадров участковых избирательных комиссий, его систематическое обучение позволяет формировать профессионально подготовленные, обученные участковые комиссии на основе предложений политических партий. 57 процентов членов участковых комиссий с правом решающего голоса на выборах депутатов областной Думы были назначены из представителей политических партий, что обеспечило гарантии законности в деятельности комиссий и гарантии честности выборов на стадиях голосования, подсчета бюллетеней, установления итогов голосования, составления и подписания протоколов.
   Мы положительно оцениваем участие в формировании избирательных комиссий БРО ПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», (100 процентов УИК), КПРФ (91 процент УИК), ЛДПР (68 процентов УИК), «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (76 процентов УИК), «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (63 процента УИК). К сожалению, не проявляют должной активности в формировании УИК партии «Правое дело» (44 процента) и «ЯБЛОКО» (26 процентов).
   Мы предлагаем региональным отделениям партий в декабре-январе подобрать кандидатов в составы всех УИК по подготовке и проведению предстоящих выборов депутатов Государственной Думы и Президента России, внести их в ТИК (ИКМО) для включения в резерв, который до начала избирательных кампаний будет обучен и подготовлен к проведению выборов.
   Таким же образом необходимо партиям заранее подготовить и обучить максимальное число (во все УИК) наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
   Если мы эту задачу выполним, мы обеспечим законность, открытость, гласность и честность выборов, а если это будут знать все избиратели – то будем иметь их высокую активность в выборах.
   К этому я призываю и наши районные, городские избирательные комиссии.
   Кстати, территориальные избирательные комиссии до конца декабря этого года завершают свои полномочия. С учетом действия на постоянной основе избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов со статусом юридического лица мы все, в том числе и муниципальные Советы, Советы депутатов, и отделения политических партий, и ИКМО пришли к согласованному выводу: территориальные избирательные комиссии на новый срок полномочий параллельно с ИКМО не формировать, а их полномочия возложить на действующие районные, городские муниципальные комиссии.
   Решение муниципальных Советов и Советов депутатов муниципальных районов и городских округов о согласовании этого вопроса мы уже имеем, пока кроме г. Белгорода, этот вопрос на заседании Совета депутатов города планируется рассмотреть 28 декабря.
Позволю себе заострить внимание участников конференции на вопросе необходимости разгрузки объема работы участковых избирательных комиссий.
   На участковые избирательные комиссии с большим количеством избирателей, особенно от 2 до 3 тысяч, да еще при высокой активности избирателей, с учетом вручения им теперь двух приглашений, да еще как мы требуем – лично, по домам и квартирам, большого объема организационно – технической и документационной работы создается очень большая нагрузка, особенно при проведении голосования, при подсчета избирательных бюллетеней, установлении итогов голосования, когда от УИК требуется высокая организованность, четкость в работе, сосредоточенность, максимальная точность при проведении всех процедур и действий.
   По рекомендации ЦИК России мы уже пошли по пути разгрузки некоторых УИК, путем разделения избирательных участков с численностью 2,5-3 тысячи избирателей. На выборах депутатов областной Думы в г. Белгороде дополнительно образовано 20 участков, в Белгородском районе–9.
   Полагаю, будет правильным и целесообразным законодательно закрепить максимальное количество избирателей на одном избирательном участке в 2,5 или даже 2 тысячи. Учитывая высокую ответственность членов участковых избирательных комиссий за выполнение государственных обязанностей, полагаю, что за эту работу следует увеличивать оплату их труда. На совещании в ЦИК России, Председатель ЦИК В.Е. Чуров заверил, что оплата труда членов участковых избирательных комиссий на выборах депутатов Государственной Думы будет увеличена в два раза.
   Далее, мы с руководством города Белгорода уже лет восемь периодические обсуждаем вопрос о необходимости образования в городе двух, а может быть и трех территориальных избирательных комиссий. На последних выборах 10 октября мы еще раз убедились, что одной городской комиссии, с одним комплексом ГАС «Выборы» стало крайне трудно организовывать и контролировать работу уже 186 участковых избирательных комиссий, это приводит к затягиванию времени на проверку и ввод протоколов в ГАС «выборы», других избирательных документов в условиях образуемых очередей, возмущений председателей и секретарей УИК, наблюдателей.
   Например, в г. Курске на постоянной основе работают три территориальные избирательные комиссии и которые обслуживают соответственно три комплекса ГАС «Выборы» с шестью системными администраторами, в Белгороде только два системных администратора. Уважаемые коллеги!
   Проведенные за последние годы избирательные кампании и, особенно, выборы депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва, правоприменительная практика еще больше ориентируют наше внимание на необходимость более тщательного планирования подготовки и проведения дня голосования, работы со списками избирателей, подсчету избирательных бюллетеней, составлению протоколов, оформлению других документов участковых избирательных комиссий в строгом соответствии с требованиями законодательства.
   Подавляющее количество участковых комиссий успешно справляются с этой задачей. 26 участков посетили в день голосования представители Европарламента и Всероссийской ассоциации «Гражданские силы» и высказали очень положительные отзывы по вопросам оформления избирательных участков, залов для голосования, оснащения оборудованием, техническими средствами, документационным обеспечением, организацией голосования, созданием всех условий для избирателей. Это подтвердили и наши наблюдения, проверки, материалы, представляемые на областной конкурс на лучшие избирательные участки и участковые избирательные комиссии, итоги которого мы подвели и недавно провели торжественную церемонию награждения победителей конкурса.
   Однако следует отметить, что некоторые ТИК (ИКМО), органы исполнительной власти муниципальных образований ослабили контроль, проявили беспечность к созданию условий и организации работы участковых избирательных комиссий.
   Только этим можно объяснить, что к началу работы УИК в г. Валуйки и Валуйском районе ряд комиссий не были обеспечены сейфами для хранения документации. И последствия не заставили долго ждать. Председатель одной из участковых избирательных комиссий вынуждена была печать и документы строгой отчетности в первые дни своей работы носить в сумке, в результате утеряла печать. Меры, конечно же, были приняты, в течение суток сейфы были доставлены в соответствующие УИК. Но это «ЧП» стало достоянием не только всей области, но и ЦИК России.
   Небрежность в работе со списками избирателей, ведомостями по выдаче членам участковой комиссии избирательных бюллетеней, реестрами избирателей, для голосования, преступная безответственность председателя и секретаря комиссии избирательного участка № 61 в г. Белгороде привели к тому, что в избирательном ящике на этом участке оказалось 360 «лишних» бюллетеней, что привело к признанию итогов голосования на этом участке недействительными.
А чем объяснить хищение 11 избирательных бюллетеней со стола председателя УИК избирательного участка № 332 в пос. Борисовка и попытку их вброса в избирательный ящик? Только безответственностью, потерей бдительности со стороны председателя комиссии. По этим фактам правоохранительные органы продолжают расследование.
Выборы – это борьба за мандаты, а представители, участники этой борьбы в ход пускают и идут на любые «грязные» технологии, провокации. И к этому избирательные комиссии всех уровней должны быть готовыми, вместе с правоохранительными органами проявить высочайшую бдительность, принципиальное отношение к тем, кто допускает нарушения избирательного законодательства, пытается применять административный ресурс, вмешивается, дезорганизует работу избирательных комиссий.
На это мы должны настраиваться сами и готовить руководителей участковых избирательных комиссий к будущим выборам.
Завтра на семинаре с председателями и секретарями ТИК (ИКМО) мы будем очень серьезно прорабатывать вопросы, связанные с хранением избирательных документов, обеспечением контроля за движением (передачей-получением) избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и других документов строгой отчетности.
В январе-феврале 2011 года с участием Администрации Губернатора области мы проверим все архивные помещения районных, городских избирательных комиссий, условия хранения технологического оборудования избирательных участков.
Обеспечение избирательных прав граждан, создание для них всех благоприятных условий для их реализации – наиглавнейшая задача избирательных комиссий, всех организаторов выборов. На ее выполнение были направлены и успешно реализованы программы информационно-разъяснительной деятельности, работы с инвалидами, особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепыми, слабовидящими, глухими, слабослышащими.
Совместными усилиями с органами местного самоуправления, средствами массовой информации, областными общественными организациями инвалидов мы обеспечиваем все условия для голосования разных категорий избирателей, в том числе и их голосования вне помещения для голосования.
Но проблемы и упущения, хотя они и носили единичный характер, есть и они порождали жалобы. Например, некоторые участковые избирательные комиссии в дни голосования отказывали в приеме и выполнении обращений граждан о голосовании вне помещения для голосования после 16.00 часов, хотя, как показали проверки, имели возможность принять эти обращения и исполнить их до окончания голосования. Один такой случай имел место в г. Старый Оскол на прошедших выборах. Ранее имели место случаи, когда участковые избирательные комиссии по причине плохого планирования выездов для голосования вне помещения для голосования не успевали до 20.00 часов обеспечить голосование на дому некоторым избирателям, что, тоже, порождало жалобы. Из этого следует сделать очень серьезные выводы.
Организация и проведение голосования вне помещения для голосовании должно проводиться в строгом соответствии с действующим законодательством. До мелочей должны соблюдаться требования по ведению реестров, выдаче избирательных бюллетеней, участию в этих процедурах наблюдателей, членов участковых комиссий с правом совещательного голоса, обеспечение тайны голосования, в тоже время - открытости и прозрачности всех действий.
По телефонам «горячих линий» в период подготовки и проведения выборов в единый день голосования 10 октября 2010 года поступило много звонков избирателей с нареканиями на невозможность досрочного голосования, в связи с исключением этого института из избирательного законодательства. По нашим примерным подсчетам более пяти тысяч белгородских избирателей накануне дня голосования 10 октября этого года выехали за пределы Белгородской области в командировки, в санатории и дома отдыха, на работу вахтовым методом, по другим личным обстоятельствам и не смогли реализовать свое конституционное право участия в выборах, так как досрочное голосование отменено, а по открепительным удостоверениям за пределами избирательного округа не проголосуешь.
Поэтому не только организаторы выборов, но и избиратели считают, что институт досрочного голосования на региональных и местных выборах следует вернуть в избирательное законодательство, как одну из гарантий обеспечения избирательных прав граждан.
Важным критерием оценки любой избирательной кампании является оперативное, всестороннее рассмотрение поступающих обращений избирателей, участников избирательного процесса и принятие оперативных мер по устранению нарушений избирательных прав граждан, пресечению нарушений избирательного законодательства.
В период последних федеральных, региональной и местных избирательных кампаний и местных референдумов в избирательные комиссии не поступало обоснованных жалоб непосредственно от граждан.
А вот от кандидатов, избирательных объединений, других участников избирательного процесса, наблюдателей в период подготовки и проведения выборов депутатов областной Думы в Избирательную комиссию области, территориальные и участковые избирательные комиссии, в том числе и через ЦИК России и органы прокуратуры поступило 215 обращений на нарушения избирательного законодательства, из которых 72 подтвердились. Обоснованные обращения, жалобы, в основном, касались незаконных агитационных публикаций в периодических печатных изданиях, нарушения порядка изготовления и распространения печатных агитационных материалов.
Больным вопросом из выборов в выборы остается размещение печатных агитационных материалов. Допускается уничтожение агитационных материалов одних избирательных объединений и кандидатов представителями других объединений и другими кандидатами.
Допускаются случаи, когда распространители печатных агитационных материалов одного избирательного объединения или одного кандидата однотипными материалами по 10-15 экземпляров «заклеивают» всю площадь одного стенда. Что делают другие? Срывают!
Жалобы идут в избирательные комиссии, организующие выборы, соответствующие представления комиссий о принятии мер – в органы внутренних дел, которые, как правило, ни к чему не приводят.
Полагаю, выход из этого положения возможно может быть один. Площади специальных стендов, мест для размещения агитационных материалов делить на количество избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, и кандидатов, соответственно обозначать и строго контролировать использование своих площадей партиями и кандидатами. Или есть другие предложения? Давайте обсудим.
В день голосования у нас впервые была применена технология направления большого количества заведомо необоснованных жалоб на действия (бездействие)участковых избирательных комиссий в вышестоящие избирательные комиссии и в органы прокуратуры.
Два кандидата из зарегистрированного списка кандидатов от избирательного объединения КПРФ в день голосования применили технологию, связанную с направлением одновременно напрямую в Центральную избирательную комиссию России, прокуратуру области и Избирательную комиссию области заведомо необоснованных, одних и тех же, 30 жалоб на действия (бездействие) участковых избирательных комиссий со ссылками на сведения, якобы поступившие от наблюдателей, членов УИК от КПРФ, но без их обращений непосредственно в УИК. Проверки этих жалоб повлекли отвлечение и дезорганизацию работы Облизбиркома, соответствующих территориальных и участковых комиссий, переписку с ЦИК России, прокуратурой области. В жалобах, к примеру, указывались действия (бездействие) участковых комиссий, не соответствующие действительности, которые в ходе проверок опровергли сами же наблюдатели и члены комиссий от КПРФ, в жалобах даже указывались вымышленные фамилии лиц, права которых якобы нарушены, брались с «потолка» даже номера избирательных участков.
Авторы этих жалоб, кстати теперь уже уважаемые избранные депутаты, в последующем принесли мне как председателю комиссии извинения, но те издержки в работе избирательных комиссий, которые они нам принесли, остались.
Я обращаюсь к представителям регионального отделения КПРФ с просьбой и рекомендацией, во-первых, прежде чем сразу обращаться в вышестоящие избирательные комиссии, правоохранительные органы проверьте действительность и объективность нарушений, на которые вы ссылаетесь, а во-вторых, давайте введем в правило, чтобы наблюдатели, члены избирательных комиссий сначала обращались непосредственно в участковую комиссию с заявлениям, и актами о допущенных нарушениях, и уже потом, если УИК не реагирует, не принимает меры, - обращались в вышестоящие комиссии и другие органы.
В целом, я хочу отметить широкий и мощный общественный эффективный контроль за выборами, который в день голосования 10 октября обеспечили наши региональные отделения политических партий и, прежде всего, «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, ЛДПР, а также «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «ПАТРИОТЫ РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Гражданские силы» и Белгородская региональная организация «Гражданское Собрание», что обеспечило в день голосования на 1251 избирательном участке работу почти 5300 наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации.
Именно, благодаря наблюдателям, зарегистрирован вброс избирательных бюллетеней на избирательном участке № 61 г. Белгорода, предупрежден вброс бюллетеней на избирательном участке № 322 в пос. Борисовка.
Поэтому мы должны на будущих выборах обеспечить еще больший общественный контроль за голосованием и подсчетом голосов с тем, чтобы ни у кого не возникало и тени сомнений в законности и честности выборов. Обращаемся ко всем региональным отделениям политических партий, давайте обеспечим в каждую УИК назначение членами комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса от каждой парламентской партии и по одному наблюдателю от каждой партии.
При этом надо исключить направление в УИК наблюдателями лиц, неподготовленных, незнающих свои права и полномочия, обеспечить правильное оформление на них документов. На выборах 10 октября этого года избирательное объединение КПРФ направило на избирательные участки 214 наблюдателей, прибывших накануне и утром, в день голосования, из других, пяти субъектов Российской Федерации. Здесь никаких возражений нет, закон это не запрещает. Но у многих из таких наблюдателей документы о направлении наблюдателями оказались недооформленными, в частности, не заполнены строки, от кого они направлены, заранее не были согласованы с органами пограничного контроля их пребывание на приграничных территориях, что породило перед началом и в начале голосования конфликтные ситуации и дезорганизацию работы участковых избирательных комиссий и, соответственно, жалобы.
Уважаемые коллеги!
Всем вам известно избранное направление на модернизацию избирательного процесса, применение технических и электронных средств голосования и подсчета избирательных бюллетеней. На выборах депутатов областной Думы на 100 избирательных участках г. Белгорода использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Несмотря на определенные сложности, связанные с тем, что мы их использовали впервые, впервые обучение членов участковых избирательных комиссий – операторов и техническое обеспечение КОИБ осуществляли специалисты сервисного центра из г. Воронежа, не имевшие тогда еще достаточной подготовки, они одновременно и сами учились, КОИБы у нас использовались уже подустаревшие, 2003 года, тем не менее, все комплексы отработали без сбоев, вызвали большой интерес у избирателей и, самое главное, получили одобрение у членов участковых избирательных комиссий.
К сожалению, у нас в Избирательном кодексе сохранилась норма о ручном пересчете избирательных бюллетеней на пяти процентах избирательных участков, на которых используются КОИБы. Поэтому, пока на пяти участках из 100 проводился ручной пересчет избирательных бюллетеней, на 95 участках участковые комиссии ожидали результатов ручного пересчета. Кстати, ручной пересчет бюллетеней по всем строкам протоколов полностью совпал с данными, полученными с использованием КОИБ.
В ближайшее время мы внесем в областную Думу законодательные предложения о внесении изменений в Избирательный кодекс, в том числе и по использованию КОИБов и комплексов электронного голосования.
На выборах депутатов Государственной Думы и Президента России нам наверняка предстоит использовать на определенной части избирательных участков КОИБы. Председатель ЦИК России, Владимир Евгеньевич Чуров, обещал выделить нам уже новые, модернизированные комплексы.
О составлении списков избирателей и работе со списками избирателей.
Во многих субъектах Российской Федерации и, особенно, в Белгородской области с учетом ее приграничного положения, остается законодательно нерешенной проблема, состоящая во включении в Регистр избирателей и в списки избирателей большого количества граждан, купивших квартиры, построивших жилые дома и ставших на регистрационный учет в Белгородской области, но продолжающих проживать и работать в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, граждан России, но проживающих в Украине, но зарегистрированных у нас в Белгородской области, в основном это пенсионеры.
Такие граждане включаются в списки избирателей, но естественно на выборах они у нас не голосуют. Более того, такие избиратели по месту фактического проживания и работы на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири на федеральных выборах по их заявлениям включаются в списки избирателей по месту пребывания и голосуют там, но информация об этом к нам не доходит и мы не можем их исключить из списков избирателей по месту постоянной регистрации в Белгородской области. Таким образом, по России имеет место двойное включение в списки избирателей большого количества граждан.
Эта проблема требует законодательного разрешения.
Хочу поднять и такой вопрос, связанный с необходимостью внесения изменения в избирательное законодательство.
Введение в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нормы о передаче спискам кандидатов от избирательных объединений, получившим при семипроцентном заградительном барьере менее семи, но не менее пяти процентов голосов избирателей, по одному депутатскому мандату, является серьезным нарушением принципа пропорциональности распределения мандатов между списками кандидатов, отклонением от пропорциональной системы выборов. Согласитесь?!
Преследуя цель увеличения представительства политических партий в законодательных (представительных) органах власти, правильнее было бы просто снизить установление максимального заградительного барьера до пяти процентов. Но это бы не нарушало принципа пропорциональности распределения мандатов.
Уважаемые коллеги!
Призываю участников конференции в выступлениях развить и дополнить своими предложениями наши сообщения, выступления Эльвиры Леонидовны, Олега Николаевича, с тем, чтобы мы на нашей конференции выработали соответствующие предложения, практические рекомендации для организаторов выборов области по совершенствованию правоприменительной практики.
Спасибо за внимание.